Вовлеченность
Начнем с простой ситуации - чтение книги. Распознавание каждой буквы и каждого слова требует определенных затрат энергии - и очень значительных затрат. Если человека заставить читать бессмысленный набор букв - хотя бы текст на малознакомом ему иностранном языке, то это будет очень сложной задачей. Настолько сложной, что уже через пару страниц он почувствует непреодолимую Усталость.
Если смысл слов ему понятен, то задача становится проще - он сможет прочитать гораздо больший кусок текста. Но через какое-то время ему станет Скучно - он сможет продолжать читать дальше, но как бы через Силу. Так, как в свое время мы читали разного рода учебники. Почти во всех случаях это тоже энергозатратный процесс, хотя здесь есть одно очень важное исключение - иногда нам удавалось включиться в понимание прочитанного, как бы преодолеть внутреннее сопротивление и тогда процесс чтения уже не требовал от нас затрат энергии. Он не давал нам никакого удовлетворения, но информация, заключенная в прочитанном тексте, воспринималась нами почти без усилий.
Но каждому знакома и другая ситуация - когда смысл написанного оказывается понятным для нас - как бы "резонирует" с какими-то внутренними структурами. В обычных случаях это те сюжеты, в которых мы можем поставить себя на место героя и вместе с ним пережить то, что в реальной жизни нам пережить не удалось. В этом случае мы действительно получаем определенную энергию впечатлений - то есть после чтения книги мы чувствуем себя не уставшими, а отдохнувшими. Вернее - мы стремимся к повторению этого действия - ищем новые книги понравившегося нам автора, и каждая такая книга становится для нас маленьким праздником.
Проблема в том, что энергия, которую мы при этом получаем, оказывается энергией
особого рода. Мы не можем подчинить её себе, наоборот - она подчиняет нас. Такого
рода зависимость сродни наркотической - попробуйте отобрать у человека недочитанную
книгу такого рода - реакция может быть очень бурной. А чем больше он погружается
в мир вымышленных героев, тем слабее оказывается в реальном мире, который кажется
ему гораздо более иллюзорным, чем описанный мир. То есть книга как бы засасывает
его в себя, используя его энергию для оживления описанных в ней Узоров.
Разумеется, сказанное относится не только к книгам. Взять хотя бы "Звездные войны" - для миллионов фанатов выход очередного фильма становился чуть ли не главным событием их жизни. Или "мыльные оперы" - громадное количество людей пойдут на всё, чтобы не пропустить очередную серию. Обсуждение происходящего на экране становится для них главной темой разговоров, а вся жизнь становится лишь паузой между сериями.
То же самое и в других "искусственных сюжетах". Например футбол - для "невовлеченного" человека наблюдать в течении полутора часов за хаотичной беготнёй игроков по полю - очень тяжелое испытание. А для фанатов футбола очередной матч - грандиозное событие, которое они не пропустят ни за что на свете.
Всё это выглядит довольно абсурдным, но также абсурдна и наша обыденная жизнь. Например, в институте, в котором я работаю, есть шкафчики для корреспонденции. Некоторые из них персональные - с указанием конкретной фамилии, а некоторые общие - на весь сектор или отдел. Понятно, что это такой же "искусственный сюжет", общие шкафчики даже удобней - корреспонденцию принесут тебе прямо в кабинет - тот, кто за это отвечает. Но я видел своими глазами, какая буря эмоций возникает у человека, если вдруг его лишили "персонального" ящика, или наоборот - выделили ему таковой. И это не исключение, а правило - жизнь очень многих людей связана с борьбой за "собственный ящик" - за что-то искусственное, не имеющего никакого смысла и не играющее никакой роли в его действительном существовании. Но именно эта "борьба" делает их жизнь интересной.
Мы чуть-чуть отвлеклись - если вернуться к книгам, то стоит вспомнить о том, что кроме читателей есть и "писатели". И здесь ситуация обстоит почти аналогичным образом. Например, есть научные работы, авторы которых вообще не понимают смысла того, о чем они пишут. Они просто берут фрагменты других авторов, компилируют их и пытаются соединить хотя бы формальным способом. Понятно, что такого рода труд не дает ничего, кроме Усталости - когда не можешь понять смысл написанного, то возникает состояние фрустрации, которое может поглотить всю Силу за несколько минут.
Есть авторы, которые понимают то, о чем пишут, но сама тема им не интересна. В роли таких "авторов" выступал каждый из нас хотя бы во время написания школьных сочинений. И каждый согласится, что "писательство" такого рода было очень скучным занятием. Оно не было изматывающим - мы могли дописать сочинение до конца, но нам приходилось преодолевать внутреннее сопротивление. Писательство такого рода было Скучным, но и здесь иногда действовал механизм включенности - если удавалось преодолеть внутреннее сопротивление, то слова выписывались почти сами собой. Сам процесс оставался НЕИНТЕРЕСНЫМ, но он уже почти не требовал энергии - мы как бы плыли в каком-то несущем нас потоке.
Наконец, есть авторы, которые умеют воплотить в написанном себя, какие-то
внутренние "сценарии", существующие на уровне их Описания мира.
Они не создают ничего нового - просто воплощают вовне, то, что есть внутри
их. Но сам процесс всегда оказывается для них ИНТЕРЕСНЫМ. Созданные ими "сценарии"
как бы вовлекают их в себя, становятся реальней, чем сама реальность и их
"прописывание" уже не поглощает энергию, а дает её. И пока "сценарий"
не будет прописан до конца, процесс будет легче продолжить , чем остановить.
В положении таких "авторов" тоже оказывался каждый из нас. Вспомните "навязчивые мысли", связанные с какими-то незавершенными переживаниями. Например, представления об измене партнера - если в них есть хоть какая-то энергетика, то человек может думать о них часами и даже днями, не чувствуя никакой усталости. Или вспомните ситуации, в которых мы потерпели незаслуженное поражение - фантазии о том, как превратить поражение в победу могут полностью поглотить человека, закрыв от него вес внешний мир. То есть мы можем размышлять на эту тему очень длительное время, не теряя связности и не уставая от происходящего. И это при том, что сознательная концентрация на каком-то предмете размышлений может длиться не более нескольких минут - потом мы устаем, и наши мысли уходят в сторону.
Но сказанным не исчерпывается весь спектр - есть книги особого рода. Написанное в них тоже резонирует с нами, но резонирует особым образом. Оно не вовлекает нас в какой-то "искусственный сюжет", а пробуждает в нас что-то, чего не было раньше - "дремлющее знание". То есть когда мы читаем книги такого рода, то фактически выступаем в роли "сотворцов" - знание, заключенное в прочитанном тексте, соединяется со Знанием, которое уже было внутри нас и становится чем-то другим - частью нашей собственной структуры. Книги такого рода не вовлекают нас в себя, а позволяют стать больше. Они делают нас Сильнее - во всех смыслах этого слова.
Понятно, что здесь речь идет не только о книгах. Возьмем хотя бы процесс общения между людьми - каждому знакомо состояние "духовной близости" - соприкосновения на уровне ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, когда беседа становится ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНОЙ. Секрет в том, что на этом уровне общения слова собеседника воспринимаются нами как ключ к познанию самого себя - каких-то скрытых структур нашего "я". Они как бы дополняют то "неполное знание", которое было внутри нас и позволяют ему стать осознанным. Особенно когда мы говорим о "запретных вещах" есть мысли и слова, которые невозможно "извлечь" из себя в одиночку. Нужен кто-то, кто мог бы создать "пустоту" - заинтересованный слушатель - только тогда некоторые вещи могут стать осознанными. Это касается почти всех "табуированных" зон, большую часть из которых мы рассматривали в предыдущих рассылках. Если найдется кто-то, с кем можно взаимодействовать в данном поле на этом уровне - понимание окажется гораздо более глубоким.
Что касается авторов, пишущих книги такого рода, то это "творцы". Они не описывают то, что уже есть внутри них, они создают новое Знание. Где находится источник этого Знания - отдельный и большой вопрос, который мы рассмотрим в одной из следующих рассылок, но факт остается фактом - в момент написания они сами узнают что-то новое. Того, что раньше в них не было. То есть они не вовлекаются в придуманные сюжеты, а как бы вбирают в себя те частицы Знания, которые заключены в написанных им текстах. И этот процесс может продолжаться до бесконечности.
Здесь есть один важный момент. Когда чуть выше мы говорили об общении на уровне ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, то говорили и о том, что для извлечения знания из себя нужна "пустота", которая создается собеседником. Тот же механизм действует и в отношении авторов - для того, чтобы творить, им необходим читатель. Другое дело, что в роли "читателя" может выступать и лист чистой бумаги - написанный текст это уже воплощение мыслей. Любой материальный носитель может создавать определенную пустоту, но сути дела это не меняет - сама связка "автор-читатель" является необходимой для процесса творчества.
Теперь несколько цитат из известной Йога-сутры Патанджали.
3.1 Дхарана есть утверждение мысли на каком-нибудь определенном предмете.
3.2 Непрерывное течение познавания этого предмета есть дхиана.
3.3 Когда оно, отвергая все образы, отражает только их смысл, это самадхи.
3.4 Эти три, /когда в них упражняются/ по отношению к одному предмету, составляют
самьяму.
Стоит сказать о том, что Дхарна - это уже достижение, связанное с преодолением обычного хаотичного сознания. С учетом этого несложно заметить, что первый вариант "чтения книги" соответствует обычному, хаотичному потоку сознания, второй вариант, в своем завершенной форме - Дхарне, третий - Дхиане, а четвертый - Самадхе. То есть все уровни концентрации хорошо знакомы нам как "читателям" - они возникают сами собой, под действием внешнего мира. Но это не плюс, а минус - именно способность вовлекаться в происходящее вплоть до полного отождествления с ним, удерживает нас от способности стать "писателями" - научиться произвольно концентрироваться на любом объекте внешнего или внутреннего мира. А возникающие здесь возможности достаточно широки:.
3.16 Совершением самьямы над тремя родами изменений приобретается знание
прошлого и будущего.
3.17 Совершением самьямы над словом, значением и знанием, которые обыкновенно
смешаны, приобретается понимание всех звуков животных.
3.18 Различием впечатлений - знание прошлой жизни.
3.19 Совершением самьямы над признаками чужого тела - знание его сознания.
3.20 Но не содержание чужого сознания, так как оно не было предметом самьямы.
3.21 Совершением самьямы над формою тела, при устранении способности восприятия
образов и отделении способности проявления в глазу, тело йога становится невидимым.
3.22 Карма бывает двух родов, приносящая плоды рано и поздно.
3.23 Совершением самьямы над дружбою и прочим, приобретаются различные силы.
3.24 Совершением самьямы над силою слона и т.П., Йогом приобретается соответствующая
сила.
3.25 Совершением самьямы над тем лучезарным светом приобретается знание утонченного,
сокрытого и удаленного.
3.26 Совершением самьямы над солнцем - познание миров.
3.27 Над луной - знание созвездий.
3.28 Над полярной звездой - движение звезд.
3.29 Над кругом пупка - познание телесного организма.
3.30 Над углублением у горла - прекращение голода.
3.31 Над нервом, называемом курма - устойчивость тела.
3.32 Над сиянием около вершины головы - лицезрение сиддхов.
3.33 Над силою пратибха - всеведения.
3.34 Над сердцем - знание мыслей.
3.35 Отсюда возникает приобретение слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния,
присущих пратибхе.
В
прошлых рассылках мы говорили о положительной и отрицательной части энергии
впечатлений. О том, что отрицательная часть привязывает нас к миру, делает
меньше, а положительная часть позволяет нам стать больше и расширяет возможности
взаимодействия с Миром. Мы говорили и о том, что обе части энергии впечатлений
могут переходить одна в другую. В этом суть проблемы - пока мы вовлечены в
мир, то есть пока наша концентрация на происходящем вынуждена, мы получаем
только отрицательную энергию, лишая себя способности к произвольной концентрации
на выбранном объекте и всех раскрывающихся здесь возможностей. Лишаем себя
положительной энергии во всех её формах, связанных с рассмотренными выше уровнями
сосредоточения. То есть для того, чтобы получить ВСЁ, о чем говорил Патанджали
(а в действительности - намного больше) нужно только одно - суметь вырваться
из пут "вынужденной медитации", удерживающей нас в состоянии, подобному
гипнотическому сну. И одно это изменит весь мир вокруг нас и нашу роль в этом
мире.
Техника.
Главное, что нужно сделать - изменить обычный способ восприятия мира. Когда мы идем или едем куда-то, то почти не осознаем происходящее вокруг. То есть на каком-то уровне восприятие происходит, и именно детали увиденного управляют изменениями обычного хаотичного состояния сознания. Есть опыты по сенсорной депривации - когда человека помещали в бассейн с водой, температура которой равна температуре тела, в абсолютной темноте. Более, чем в 90% случаев испытуемые уже через 10-15 минут полностью утрачивали способность не только к произвольному мышлении, но и к сохранению своего "я". А это значит, что обычный поток впечатлений, которые почти не осознаются нами, управляет не только процессами нашего мышления - та форма, которую может принять наше "я" в очень значительной степени определяется этим же потоком. И поскольку большая часть энергии впечатлений остается неосознанной, структуры "я" все в большей степени наполняются "отрицательной энергией", что делает нас зависимыми от внешнего мира. Сама способность не осознавать происходящего как раз и связана с накоплением "отрицательной энергии" - если ребенок осознает всё, что происходит вокруг, то большинство взрослых вообще ничего не помнят - они как бы погружены в "собственные мысли", которые, в действительности, являются лишь отображением неосознаваемой ими энергии впечатлений.
Первое, что нужно сделать - найти "ключевые точки". Каждый из нас ИНДИВИДУАЛЕН, поэтому во всем потоке впечатлений есть что-то, что для нас наиболее ИНТЕРЕСНО. При обычном восприятии эти "точки" как бы скрыты от нас - действие того механизма, который и поддерживает нас в в состоянии гипнотического сна. Но если нам удастся распознать их, то мы обретем инструмент, позволяющий трансформировать отрицательную энергию в положительную - ту, которая обуславливает нашу способность к произвольной концентрации и все связанные с этим возможности.
Нужен какой-то ландшафт, включающий в себя максимальное число разнообразных объектов восприятия - начиная от людей и заканчивая деревьями и камнями. Расслабьте взгляд и позвольте вашим глазам свободно двигаться по всему видимому пространству - так, что бы это движение исходило как бы изнутри. В некоторых точках взгляд будет останавливаться - здесь важно понять, что в них общего. Это могут быть конкретные объекты - например - деревья, или просто геометрические фигуры - овалы, многоугольники и так далее. Здесь все индивидуально - но понимание всегда приходит изнутри. То есть распознать ИНТЕРЕСНЫЕ объекты удается во всех случаях.
После этого нужно только одно - находить их во всем увиденном. Начиная от обычных городских ландшафтов и заканчивая ситуациями общения с другими людьми. То есть надо изменить точку зрения так, чтобы вместо ПРИВЫЧНОГО видеть ИНТЕРЕСНОЕ. Здесь нужна определенная настойчивость, но поскольку изменение процесса восприятия сопровождается притоком энергии - эта задача решается довольно легко. Через некоторое время сам процесс распознавания ИНТЕРЕСНЫХ объектов станет естественным, а при этом изменится все восприятие внешнего мира. Вы действительно ощутите, что весь мир сначала становится понятным, а потом "пластичным" - послушным вашей воле. Это очень своеобразное ощущение - единение с миром, позволяющее управлять им изнутри.
взглядом
"охотника", который оказывает "физическое" воздействие на
любые объекты внешнего мира. Проще говоря, вам станет сложно смотреть в глаза
своему отражению в зеркале. А что касается других людей, то для них изменения
окажутся ещё более очевидными. Друзья окажутся ближе к вам, а "враги"
будут просто вытеснены за пределы вашей территории. Это самый близкий результат,
а что касается отдаленных - нет смысла описывать их подробно. Главное - обретение
способности произвольно концентрировать внимание на любом объекте в течении
нескольких десятков минут почти безо всяких усилий. Некоторые возможности, связанные
с обретением этой способности описаны выше, но как я и говорил - на самом деле
их гораздо больше. Просто экспериментируйте, следуя своей интуиции, и тогда
результаты превзойдут все ожидания.
Удачи!
Если захотите дать мне знать о том, что сказанное оказалось ВАЖНЫМ для вас , реквизиты можно посмотреть в конце первой рассылки. В том случае, если вы решите это сделать, но возникают сложности с использованием электронных платёжных систем, запросите у меня другие реквизиты.